Многие поставщики пытаются настоять на больших заказах, предлагая скидки за объем. Но это ловушка, которая может ухудшить оборачиваемость и заморозить оборотный капитал компании.
Большие партии снижают оборачиваемость, а влияние скидок на эффективность переоценено. Допустим, поставщик предлагает 10% скидку на сырье, но в цене продукта это сырье занимает небольшую долю – всего 10%. В итоге наша экономия всего 10% от 10%, от цены реализации — всего 1%, но при этом:
- компании приходится закупать большие объемы;
- товар может зависнуть на складе и стать неликвидным;
- замораживаются оборотные средства.
Про то, как бороться с привычкой заказать побольше со скидкой,
рассказал Святослав Дорохов, руководитель проекта внедрения StockM в компании MegaFlex:
«Самое сложное — это преодолеть препятствия изменениям. Для этого важно показать закупщикам последствия, к которым приводят гонки за хорошей ценой за объем. Первое время сотрудник по привычке работает как раньше. Но в StockM удобно анализировать излишки и оборачиваемость, и когда сотруднику из раза в раз показываешь, что у нас дефицит денежных средств, мы не можем заказать новый товар по причине того, что другой товар заморозил в себе огромные средства, люди перестраиваются».
Как решить проблему:
- Проводить финансовые расчёты — анализировать, действительно ли скидка оправдывает замороженные деньги.
- Доказывать поставщику его потери — например, если поставщик требует заказывать большими партиями и компания теряет в продажах, ожидая, пока накопится достаточный объем по всему ассортименту поставщика, то можно аргументировать переговоры показателями упущенных продаж (поставщик тоже несет их).
- Пересматривать минимальные партии — в некоторых случаях поставщик соглашается их уменьшить после грамотных переговоров.
Посчитать полезность или вредность скидок, которые предлагают поставщики, можно в
онлайн-калькуляторе StockM.