Чтобы подготовиться к внедрению программы, мы посмотрели, как организована работа в кофейне. В заведении плохо велся управленческий учет и закупки были дополнительной обязанностью сотрудников. Никакой системы, которая помогает вовремя закупать продукты, не было. В результате возникли следующие проблемы:
Не заказывали товар вовремя, даже самый продаваемый. Из-за этого некоторые позиции из меню оказывались на «стопе». Например, не было кукурузы или риса, чтобы приготовить поке. Это приводило не только к упущенным продажам, но и вредило репутации кофейни. Когда клиенты не могли заказать любимое блюдо, им приходилось выбирать что-то из того, что есть или уходить в другое заведение.
Заказывали много ненужного, а потом списывали из-за ограниченных сроков годности. Повар прикидывал, сколько продуктов заказать, ориентируясь не на реальный спрос, а на свои предположения. Часто оказывалось, что продукции много и ее приходилось списывать — собственник терял деньги. Или наоборот, ее было мало — появлялись упущенные продажи.
Не учитывали себестоимость продукции. Поставщик мог завысить цену на товар, а стоимость готовой продукции не менялась. В результате позицию продавали с минимальной наценкой или уходили в минус. Например, пока пирожное заказывали за 100 рублей, а продавали за 250, бизнес оставлял в кармане приличную маржу. Когда поставщик поднимал цену до 150, цена продажи не менялась. Это приводило к тому, что маржа с одного пирожного уменьшилась со 150 до 100 рублей.
Проблемы с закупками происходили по банальным причинам: человек забыл, отвлекся, думал, что товар есть или не знал, что товара нет.
Также мы столкнулись с тем, что в кофейне не было разделения по артикулам. Например, при продаже разных тортов по одной цене, кассир нажимал на кнопку «торт». Кажется, что это удобно, не нужно выбирать из огромного списка позиций и видно, что тортики продаются.