Наша прошлая политика управления запасами, когда мы готовы были поддерживать любые запасы на складе, приводила к излишкам и упущенным продажам. На самом деле для коммерческой службы страшен не только дефицит продукции. Излишки приводили к тому, что мы вынуждены были объявлять распродажи, а это потери для бизнеса. Во-первых, потери в Проходе (финансовый показатель ТОС), когда мы теряем в продажах продуктов по нормальной цене, потому что клиент выбирает товар со скидкой. Во-вторых, потери в ценовой модели в целом — когда клиент отказывается от покупок в ожидании следующей распродажи.
Управление отгрузками в торговые сетиСложность работы с крупными розничными сетями в том, что при выходе в новую сеть или при проведении акции в крупной сети отгрузки вырастают очень резко — объем продаж по конкретному продукту может увеличиться на 300–500 %. Такого резерва мощностей мы не держим, к скачку отгрузок надо готовиться заранее.
Как действуем:
- Предварительно обсуждаем с сетью объем заказов (на первоначальную отгрузку в сеть или отгрузки во время акций). Делаем оценки с двух сторон: и сеть, и мы называем оптимальный объем, исходя из своих расчетов.
- Объем поставки, о котором мы договорились, указываем в Stock-M как заказ коммерческого департамента. Текущий буфер продукта под отгрузки другим клиентам это не меняет, но производство понимает, какой дополнительный объем нужно выпустить.
- Благодаря информации в системе производственный и коммерческий департамент «синхронизируются» и работают слаженно: производство готово к новым заказам, а сотрудники коммерческого департамента могут смело давать обещания клиентам по отгрузкам.
В работе с сетями и специализированной розницей зоомагазинов произошло еще одно изменение. Прежде мы продавали клиентам только партии определённого размера: можно было купить либо 30 единиц, либо 60, либо 90 — никаких промежуточных значений. Теперь можно заказать и 3 штуки, и 45, и 24 — словом, столько, сколько удобно нашим клиентам.
Такой подход позволил и нам повысить оборачиваемость наших товаров (а многие сети контролируют этот показатель), и нашим дилерам поставлять товары хоть поштучно в маленькие магазины. Мы больше не теряем в продажах только из-за того, что клиентам невыгодно замораживать деньги в больших коробках.
Управление запасами на складах маркетплейсовВ 2020 году мы вышли на Ozon. Сначала со складом Ozon работали без Stock-M и рассчитывали объемы поставок вручную. Это трудоемкий процесс: нужно скачать Excel-таблицы, собрать данные, проанализировать, посчитать, сколько требуется каждого SKU на день. Поэтому делали одну большую поставку раз в месяц.
В какой-то момент мы заметили, что запасы наших товаров на складе Ozon заканчиваются еще до новой поставки. По расчетам, из-за этого каждый месяц мы теряли в продажах около 25 %.
Мы завели в Stock-M склад для Ozon, чтобы исправить ситуацию. Расчеты система делает автоматически — не приходится отвлекать сотрудников, тратить время на работу с таблицами. Все просто: информация поступает в Stock-M, система делает расчет и отправляет заказ оператору, который нажатием кнопки загружает данные в 1С. У нашего сотрудника это занимает буквально несколько секунд.
Благодаря этому мы без проблем перешли на еженедельные поставки и решили проблему с упущенными продажами.
Кроме того, мы сократили излишки. Рост продаж и сокращение излишков улучшили оборачиваемость. А по условиям работы Ozon оценивает оборачиваемость каждого товара и, если она выше норматива, мы должны заплатить за хранение. Stock-M позволяет избежать этой проблемы.
Наладив процесс, мы подключили к Stock-M еще 4 региональных склада Ozon.
Общий итог — продажи на маркетплейсах выросли в несколько раз. И у нас больше нет упущенных продаж по стандартным позициям, благодаря тому, что буферы запасов меняются автоматически по мере изменения спроса. А время планируемых акций мы также настраиваем в Stock-M.
Сейчас мы планируем выход на другие маркетплейсы и сразу будем подключать их склады к Stock-M.
Работа с дистрибьюторамиДистрибьюторы сами делают заказы, а мы им даем обратную связь. Отчеты из Stock-M помогают видеть и показывать проблемы: и излишки на складах наших партнеров, и упущенные продажи. Мы показываем дистрибьюторам, что из-за отказа заказать товар случился дефицит: и дистрибьюторы, и мы упустили продажи на посчитанную Stock-M величину.
Когда наши партнеры видят эти графики и данные, они быстро понимают масштаб проблемы и охотно помогают нам ее решить. Например, благодаря этому многие дистрибьюторы перешли на более частые поставки.
Недавний пример: мы показали дистрибьютору, что у него упущенных продаж на 100 тыс. руб., при этом излишков на 500 тыс. руб., и договорились, что будем делать поставки в два раза чаще, чтобы сократить запасы клиента и избежать дефицита.