Если верить исследованию, проведенному в 2008 году в области FMCG, поведение покупателей при отсутствии товара распределяется вот так:
- 45% купят другой товар,
- 15% отложат покупку,
- 40% покупателей купят в другом месте или откажутся от покупки.
(Источник: «A Comprehensive Guide To Retail Out of Stock Reduction In the Fast-Moving Consumer Goods Industry» by Thomas W. Gruen and Dr. Daniel Corsten, 2008).
Даже если в вашей нише соотношение будет несколько иное, общая тенденция сохранится — не найдя у вас желаемого товара, покупатель с большой вероятностью пойдет искать его в другом месте или вообще передумает. Тридцать-сорок человек из ста не станут слушать, когда ваш продавец скажет «вот неплохой аналог, даже чуть дешевле» или «это просто другая марка, функции те же».
Получается, что даже 10% дефицита товаров на полке/складе — небольшой, в сущности, процент OOS — означают не менее 4% неудовлетворенных покупателей.
Мало того, не для всех товаров будет одинаковый процент.
В ассортиментной матрице, по которой вы планируете закупки, есть две группы товаров:
- те, за которыми едут специально,
- товары, которые покупают импульсивно, увидев в магазине.
И даже один и тот же товар глазами разных клиентов может быть в разных группах. Для одной хозяйки в магазине «нет молока», если это не «Доронинский продукт», другому важна только жирность (и то не очень). Один разбирается в газонокосилках и едет за конкретной маркой, другой надо «посоветовать что-нибудь в подарок мужу».
Но факт, с которым не поспоришь — даже в пределах одной ассортиментной группы одни товары продаются быстрее, чем другие. Что это за товары? Хиты продаж, товары группы, А из ABC-анализа, TOП-муверы… называют их по-разному, но суть одна — клиенты предпочитают их другим. Очень предпочитают. Спрос на такие товары оказывается выше прогнозов.
Вы уверены, что 60% клиентов все равно совершат покупку у вас сейчас или позже, если такого товара не будет?
Если спрос на такие товары выше, чем спрос на остальные категории товаров, то, на наш взгляд, 10% дефицита таких товаров означает упущенные продажи более чем на 10%.