По нашим оценкам, упущенные продажи у клиентов были выше, чем у нас. Мы видели большой потенциал для роста продаж и, чтобы сделать сотрудничество с клиентами более эффективным, предложили им управление запасами нашей продукции на их складах. И немедленно столкнулись с гигантским сопротивлением.
Возражений было много, в том числе:
- Зачем нам отдавать часть собственного бизнеса под ваше управление? В чем польза для нас?
- Почему вы думаете, что сможете управлять запасами вашей продукции на наших складах лучше, чем наши сотрудники?
- Мы не знаем методологию, которую вы используете. Вы уверены, что она лучше нашей?
- Кто будет нести ответственность, если управление запасами окажется неэффективным?
- У нас очень широкий ассортимент, продукция ваших брендов — не всё, что мы продаем. Что получится, если одной частью ассортимента будете управлять вы, а другой — наши специалисты?
- У нас нет работников в IT-сфере, которые смогут внедрить систему и организовать регулярную передачу данных. А давать вам доступ к нашей учетной системе мы не планируем.
- У нас есть своя логика управления ассортиментом, мы не знаем как организовывать акции и распродажи в новом формате.
Мы понимали наших партнеров. Речь шла о клиентских складах, персонале и деньгах — передать управление хотя бы частично в наши руки им было страшно и трудно. Для быстрого, безопасного и эффективного перехода на новую систему мы разработали следующий комплекс мер:
- Предложили клиентам принципиально новый формат сотрудничества. Клиенты становились бизнес-партнерами, получали поддержку на всех уровнях и комплексную программу взаимодействия.
- Поделились опытом. Рассказали клиентам о методологии теории ограничений для управления запасами и ПО, которое мы используем, показали результат.
- Провели комплексное обучение для сотрудников наших клиентов. Для продавцов был разработан ряд тренингов по продаже продукции Mama Brands в магазинах. Наш IT-директор показал клиентам, как можно быстро сделать выгрузки из 1С в Stock-M. Клиенты опробовали алгоритм и согласились на выгрузку данных.
- Изменили схему оплаты. Обычно мы работаем с клиентами по предоплатной системе. Специально для клиентов, которые согласились на новый формат сотрудничества, мы изменили порядок, теперь клиенты платили за товары только после продажи. Благодаря этому им не приходилось замораживать свой капитал на проекте, где мы занимались управлением запасами.
Чтобы убедить клиентов передавать вам данные, покажите, как вы будете с ними работать — продемонстрируйте в системе, сколько денег теряет заказчик и почему, посчитайте, как могли бы вырасти его продажи при новом режиме управления запасами. Компании всегда больше интересуются собственными финансовыми показателями, чем чужими, и готовы принимать нужные меры, если они помогут развитию бизнеса.
На июнь 2020 года 2 клиента уже передали нам управление запасами продукции Mama Brands, в общей сложности к системе Stock-M подключили 7 складов заказчиков. Планировалось дальнейшее расширение проекта, но с началом пандемии планы пришлось временно заморозить.
С момента подключения первого склада клиента прошло более 7 месяцев, результаты устраивают и нас, и клиента. Мы взяли на себя все заботы по оформлению заказов — сотрудники компаний клиентов больше не должны формировать заявки и решать, какие товары нужно привезти, когда и в каких количествах.
Трудностей еще много — сложно выстроить работу с компаниями, у которых нет IT-специалистов для сбора и выгрузки данных, есть сложности в работе с клиентами, у которых отличается политика управления запасами в разных торговых точках. Но все решаемо — просто нужно больше времени.