Сверху частота поставок — одна машина в месяц, снизу — четыре.
В чем разница для компании? Разное количество запасов в точке хранения.
В первом случае мы должны поддерживать запасы на 4 недели + запас на случай Мёрфи (т.е. неопределенность), во втором — на неделю с небольшим.
Период, на который мы поддерживаем запасы, влияет на объём «замороженных» оборотных средств. При увеличении частоты поставок увеличивается и гибкость реакции на изменение спроса клиентов, ведь количество товара в каждом следующем грузовике зависит от последних колебаний спроса.
Зачастую приходится успокаивать клиентов: Не волнуйтесь, мы не заставим вас гонять пустые грузовики каждый день. Во время автозаказа Stock-M перебирает весь перечень товаров поставщика. Поэтому частота транспорта та же, но увеличится количество наименований в каждой поставке.
Однако в начале внедрений бывают ситуации, когда оптовые и розничные схемы поставок требуют серьёзных изменений.
Просчитать последствия легко. В Stock‑M пересчитываем буфер запасов при различных графиках поставки. С помощью специальных калькуляторов, показываем, как это скажется на стоимости запасов,
рентабельности инвестиций и оборачиваемости.
И видим — увеличение частоты поставок ведёт к следующим результатам:
- Уровень наличия товаров (или уровень сервиса, как его называют торговые сети) повышается → упущенных продаж становится меньше.
- Излишки запасов сокращаются → оборотных средств становится больше.
- Оборачиваемость запасов и рентабельность инвестиций растут.
Еще один неожиданный эффект увеличения частоты поставок — транспортные расходы могут уменьшиться. Сложно поверить? — Транспорт ходит чаще, как при этом затраты на транспортировку могут сокращаться? Дело в том, что меньший объем поставки легче разобрать, проверить и оприходовать, при этом не нужно платить за простой транспорта.
Но даже, если такого эффекта у Вас нет — сравните дельту возможного роста транспортных затрат с приростом продаж за счёт лучшего уровня сервиса и с сокращением запасов — поймете, что из-за попыток сэкономить на транспорте страдают остальные показатели.
В случае Анны нам повезло: её не понадобилось убеждать и задействовать калькуляторы для расчёта последствий, которые вызовут изменения схемы поставки.
Она пошла и объяснила ситуацию директору. И когда во время разговора позвонил собственник для уточнения, как продвигается внедрение Stock‑M, директор сообщил — подключаем первого поставщика, меняем схему поставки.
Анна была рядом и подсказывала: «Вы объясните: мы сделали выбор между небольшой экономией на транспортных затратах, существенными излишками товаров на складе и упущенными продажами».
А логист Ирина вставила новый аргумент — при новой схеме поставки им не придётся платить в долларах. Поезд с грузом идёт через три страны. За грузовик же оплата идёт в рублях.
Мы часто сталкиваемся с дилеммой, описанной в начале статьи, когда снабженец выбирает между альтернативами: воздержаться от заказа или заказать товар с излишками. На рисунке ниже эта дилемма показана в виде тучи — инструмента мыслительных процессов теории ограничений для выбора и поиска решений