Типов ограничений три:
- Ограничение рынка — компания получает недостаточно заказов чтобы поддерживать требуемый рост. Компания готова производить/продавать больше, но рынок не покупает товары в таком количестве. Это не означает, что рынка нет. Это значит, что наши потенциальные клиенты покупают у кого-то другого аналоги или заменители.
- Ограничение мощности — ресурс, который не в состоянии предоставить требуемый объем мощности в необходимое время. Это может быть конкретный вид оборудования, персонал конкретной квалификации, денежные средства компании, складские площади… Но не все одновременно.
- Ограничение времени — слишком долгое время реагирования компании на потребности рынка. Это ставит под угрозу способность выполнить взятые на себя обязательства перед клиентами и расширить бизнес. Такой тип ограничений характерен для проектной среды. Типичная ситуация проектов — нехватка времени для выполнения проекта по спецификации и в рамках бюджета.
Что является ограничением в Вашей цепи поставки? В том участке цепи, который принадлежит Вашей компании?
Если у Вас производство: Наличие ограничения мощности вполне возможно. Но не забывайте, это не мощность в целом, а конкретный вид оборудования. Если он работает у Вас 24 часа 7 дней в неделю и мы все-равно не успеваем производить и срываем отгрузки клиентам — у Вас может оказаться серьезное ограничение мощности — бутылочное горлышко. В теории ограничений есть решения для планирования и контроля таких ресурсов.
Однако часто мы слышим про ограничение мощности от компаний, которые имеют излишки запасов готовой продукции на складе. И эти излишние запасы произведены на том самом оборудовании, которое указывают в качестве ограничения. Так является ли оно ограничением?
Если у Вас дистрибуция и/или ритейл: Чаще всего от таких компаний мы слышим, что ограничением являются денежные средства. «Мы могли бы закупать и предлагать нашим клиентам больший ассортимент, если бы у нас было больше денежных средств, а кредитные ресурсы слишком дорогие».
Однако у компаний на складах лежит много запасов неликвидных, низкооборачиваемых товаров, в которых уже заморожены денежные средства.
Все же у большинства компаний ограничением является рынок. Первичным ограничением. Однако внутренние процедуры и политики приводят к созданию вторичного ограничения. Например, денежных средств, когда мы закупаем большие партии ради экономии на единице товара и потом не можем их продать. Или проблемы с доступностью оборудования, когда не можем взять в работу актуальный заказ под настоящего клиента, потому что оборудование занято плановым производством. Плановым производством на основе прогнозов, которые не сбываются.