Мы писали,
какие шесть показателей рекомендуем использовать для оценки эффективности управления запасами.
Почему мы используем именно такие показатели:
1. Людям должно быть понятно, как их работа влияет на глобальный результат компании, как они помогают компании расти и зарабатывать больше прибыли.
Компании со складами и магазинами теряют в продажах и прибыли, если на полке нет товара, за которым пришел клиент. Поэтому упущенные продажи – один из важных показателей в оценке.
2. Руководитель должен быть уверен, что решение одной проблемы не усугубляет другую.Да, мы должны сокращать случаи дефицита и упущенных продаж, но не за счет раздувания запасов и излишних инвестиций в них.
Поэтому наши показатели балансирующие. Мы смотрим одновременно и на упущенные продажи и на излишки.
3. Если показателей несколько, то возникают затруднения, как оценить динамику, если один показатель улучшается, а другой ухудшается. Нужно иметь один результирующий показатель, по динамике которого мы понимаем - ситуация становится лучше или хуже.
Такую роль выполняет показатель рентабельность инвестиций в запасы(ROI). Мы должны зарабатывать больше маржи на каждый рубль, вложенный в запасы. Да, величина запасов может расти, но если маржинальная прибыль растет быстрее, то это отличная динамика.
4. Люди должны понимать, как они могут повлиять на показатели. Мы считаем их не просто для того, чтобы оценить ситуацию, но и понять, как ее улучшить. И поэтому все показатели считаются не только на уровне компании в целом, но и на уровне складов, поставщиков, менеджеров, категорий и SKU.
Например, ROI можно увидеть по каждому поставщику и на переговорах с поставщиками, показать, почему условия поставки неприемлемы — мы морозим слишком много запасов из-за больших квантов (кратностей, партий) отгрузок, а зарабатываем мало из-за высоких закупочных цен.
Можно сравнить ROI товаров и увидеть самые слабые позиции в рамках категории — кандидатов на вывод в случае появления новинок.
Аналогично по упущенным продажам и излишкам. Мы можем увидеть не только общие суммы, но также и упущенные продажи и излишки по конкретным SKU в конкретных точках хранения. StockM выстроит рейтинг товаров и покажет те позиции, которые генерируют максимальные проблемы.
А на еженедельных совещаниях, которые проходят в рамках внедрения, мы поможем проанализировать причины (надежность поставщиков, проблемы в процессах резервации, дисциплина работы людей и другое) и дадим рекомендации, что и как стоит изменить в процессах.