12.02.2025

Как бизнесу подготовиться к сезону и адаптироваться к изменениям спроса: 3 практических способа

Поставки сезонного товара могут быть долгими или поставщик может срывать сроки. Поэтому важно планировать подготовку к сезону и привозить товар заранее. А ещё рассчитывать, сколько нужно привезти. Для этого есть два пути:

Путь 1. Ориентироваться на статистику продаж за прошлый период.

Путь 2. Спрогнозировать коэффициент роста продаж. Его может посчитать маркетолог или аналитик конкретно для нового сезона.

Спрос в этом сезоне может сильно отличаться от прошлого и не получится точно угадать, как пройдёт сезон. На спрос могут влиять разные факторы: погода, товары конкурентов, изменение цены. Например, закупили большую партию кондиционеров, потому что прошлое лето было жарким. Но это лето прохладное и товар покупают в разы меньше.

Расскажем три способа, которые помогут снизить масштаб ошибки:

1. Держать товар на ЦС и отправлять небольшими партиями. Часто компании пытаются «вытолкнуть» больше товара в магазины и регионы, потому что сезон короткий. Но если товара в регионы и магазины отправлять понемногу и держать основную часть на ЦС, компания сможет оперативно пополнять те точки, где продажи растут.

2. Готовиться к сезону заранее. Сроки поставок могут быть разными. Поэтому важно продумать, когда заказать товар, чтобы он был в наличии к началу сезона и компания не упустила продажи. В StockM это сделать очень просто. Отмечаете в программе дату, когда товар должен быть в конечных точках хранения, а StockM сам посчитает, какой заказ увеличить, чтобы товар не приехал слишком рано или слишком поздно.

3. Оперативно реагировать на колебания спроса. Для этого в StockM мы используем механизм динамического управления буфером (ДУБ). Если коротко, ДУБ помогает поддерживать такой объем товара в цепочке поставки, чтобы компания сохраняла товар на полках в нужном объеме без излишков и дефицита:

🟡 В тех магазинах и регионах, где товар начал хорошо продаваться, буфер вырастет и вытянет товар с ЦС.

🟡 В точках, где товар продается плохо — буфер останется низким и вы не увидите больших запасов в конце сезона.

ДУБ поможет даже если вы неверно спрогнозировали коэффициент роста продаж или статистика прошлого периода не применима к этому сезону.

Как управлять запасами товара в несезон. Не стоит полностью выводить товар из ассортимента в конце сезона. На практике его покупают и в несезон: кремы от загара и газонокосилки— зимой, снегоуборочные машины и электрические гирлянды — летом. Несезонные товары могут покупать в подарок.
Заходите к нам в соцсетях
Делимся экспертными советами по управлению запасами,
публикуем кейсы, видео и анонсы мероприятий.
Рассказываем о ТОС на уточках.
Читайте также
Задайте вопрос
Вам ответят специалисты компании Stock-M Consulting