Звучит как прекрасный регулярный график! И встречается на практике очень часто. Тут то что может пойти не так?
Месяц – это достаточно большой срок для планирования. Чем дольше период прогнозирования – тем хуже качество прогноза. Как с погодой: прогнозу на завтра мы более-менее доверяем, а на месяц вперед смотреть практически бесполезно. Но вот заказы поставщикам делать раз в месяц – частая практика.
Внутри месяца могут быть всплески спроса и, наоборот, спады, вызванные действиями конкурентов, обстановкой вокруг, колебаниями качества сырья и кучей других факторов. Но у нас на складе или в пути уже жесткий объем, заказанный на месяц вперед. И, как результат, аутстоки одних товаров и излишки других.
А почему мы вообще заказываем раз в месяц? Чем мы руководствуемся?
Давайте разбирать самые частые кейсы.
- “Наш поставщик – производитель. Ему надо спланировать производство и успеть произвести”. – Возможно и так, но вы поставщика спрашивали?
Один из наших клиентов (а на самом деле не один) задал своему поставщику из Китая вопрос, можно ли заказывать более мелкими партиями и выяснил, что поставщик будет только рад и сможет отгружать заказы быстрее. Под большие партии ему, действительно, нужно запускать производство, а небольшие партии у него, как правило, есть в наличии на складе.
- “Так будет слишком дорого возить”. – Возможно и так, а вы все посчитали?
В этом интервью наши клиенты делятся как они переходили на более частые заказы и доставку по авиа. Да, сама доставка стала дороже, но за счет небольших партий и скорости доставки компания вытащила из запасов колоссальные суммы. Плюс так они смогли лучше угадывать с заказом и привозить именно то, что нужно. Неликвидов стало меньше, а продажи выросли.
- “Делать заказы трудоемко. Их же надо посчитать, связаться с поставщиком, найти машину…” – Знакомо такое?
На проектах мы учим клиентов сопоставлять стоимость автоматизации или найма +1 человека с теми упущенными продажами, которые терпит компания, не удовлетворив всплески спроса внутри месяца. Цифры клиентов поражают :)
- “Потому что так повелось”. – В большинстве случаев, к сожалению, этот ответ будет самый честный.
“У меня раз в месяц приезжает 5 грузовиков. Все умирают, разгружая эти грузовики. Мы платим за простои этих грузовиков. И потом это все еще и в склад не входит. Почему мы по машине в неделю не привозим?” – это как раз история про “так повелось”.
Да, бывает, что редкие заказы диктует поставщик. Но чаще мы видим, что это решение принимает сам заказчик и не всегда делает это из реального положения вещей, а не из своих внутренних представлений. И мы предлагаем вам начать эти представления проверять реальностью и менять.
В StockM для решения такого рода задач есть
модуль моделирования. С его помощью можно оценить в цифрах и деньгах, как при изменении частоты заказов и условий поставки, изменятся ключевые показатели: уровень запасов, упущенные продажи, стоимость логистики, оборачиваемость и рентабельность инвестиций в запасы.
Оригинал опубликован на
нашем канале на Дзен