Стоят ли привычные алгоритмы закупок потерянных продаж и замороженных оборотных средств — ответ даст моделирование


Наталья Анисимова
Директор Stock-M Consulting
Многие решения в области управления запасами можно просчитать и оценить заранее. С этим успешно справляется моделирование. Кейсы, как мы это делаем для наших клиентов, я рассказывала на выставке ПРОДЭКСПО 2021. А некоторые из них
(наиболее распространенные) вынесла в статью. Вот эти примеры:
Пример № 1: Вы хотите понять какой потенциал улучшений есть в управлении запасами в вашей компании. Можно ли улучшить показатели оборачиваемости, сократить стокауты и упущенные продажи. Как посчитать?
Мы проводим расчет эффекта от внедрения решений теории ограничений, которые описаны здесь . Для этого запрашиваем данные о движении товаров на вашем складе/магазине за полгода-год, запускаем моделирование автоматического расчета и динамического управления размером буфера и «делаем» заказ исходя из его размера. Таким образом, можно посмотреть факт и смоделированный результат по складу/магазину и сравнить величину запасов, излишков, упущенных продаж, оборачиваемости запасов и ROI, как на рисунке. Здесь каждый столбец — неделя. Видим, как можно сократить запасы без ущерба для продаж, и как может увеличиться оборачиваемость.
Моделирование для аудита управления запасами: оценка эффективности управления запасами
На нём сравниваются результаты моделирования за 27 недель и результаты 8 недель пилотного проекта. И можно заметить, что за 8 недель внедрения мы достигли уже большую часть потенциала, которую увидели на моделировании.
Оценка эффективности управления запасами: человек и автозаказ
Этот пример интересен тем, что проект был для нас особенный: на коротком пилотном запуске на несколько магазинов мы внедрили StockM на таких же условиях поставки, как были, без изменений. И на таких же условиях мы делали моделирование. Поэтому можем уверенно сравнивать их.
кейс внедрения СтокМ: сравнение результата реального внедрения с предварительной оценкой потенциала улучшений в управлении запасами
Но обычно уже на старте проекта у нас возникают вопросы, а почему условия поставки именно такие? Есть уверенность, что компания выиграет, если сделает ряд изменений. Чтобы обосновать эту уверенность перед руководителем и дать сотрудникам клиента инструмент для проверки своих гипотез об изменениях в условиях поставки, мы создали новые модули моделирования. Они показаны в следующих примерах.
Пример № 2: Вы опасаетесь, что нагрузка на сотрудников склада при отгрузке в магазины штучного товара высокая и хотите оценить последствия увеличения кратности отгрузки какого-то товара с РЦ в магазины?
Распространенный кейс. Раньше вы отгружали поштучно, в сборных ящиках. Но подумали, что это хлопотно и лучше отгружать такой же кратностью, как приходит товар от поставщика, по 10 шт. Смотрим на рисунок № 4 и видим, что даже на примере одного магазина запасы увеличиваются на 25%, а оборачиваемость и ROI падают.
Изменение кратности заказа и доставки - считаем как изменится оборачиваемость и упущенные продажи
Вывод: товар не настолько ходовой, чтобы ввести изменение кратности без ухудшения показателей. Можно сравнить затраты на дополнительный персонал на складе с ростом запасов в магазинах, если мы решим увеличить кратность пополнения магазинов по ряду товаров.

Аналогично можно сделать расчеты, если хотите показать поставщику, как сокращение кратности поставки может привести к сокращению упущенных продаж, увеличению оборачиваемости или сокращению списаний.

Пример № 3: Вы хотите изменить условия поставки от поставщика. Как обосновать эти изменения перед руководством и/или поставщиком?
Например, хотите заказывать его товары чаще. Но для начала хотелось бы измерить потенциальный эффект от этого решения по сравнению с увеличением транспортных затрат.

Изменение частоты заказов поставщику: расчет влияния на величину запасов, оборачиваемости и упущенных продаж
Видим, что увеличение частоты поставок приводит к росту затрат на доставку на 20 тыс. ₽, но при этом упущенные продажи сокращаются на 70 тыс. ₽.

Пример № 4: Вы ожидаете рост бизнеса. Как оценить, хватит ли вам площади склада?
Я очень радуюсь, что многие наши клиенты растут. Но вместе с ростом возникают и опасения: а выдержит ли склад, хватит ли площадей? И это тоже можно промоделировать. Например, на следующем рисунке видим, что мы заложили двукратный рост продаж и поняли, что его можно достичь при росте запасов на 60%. Это увеличение запасов можно перевести в паллеты или куб. м, что позволит нам оценить возможности склада.

Оценка нагрузки на центральный склад при росте бизнеса или изменений в условиях поставки
Это лишь часть примеров ситуаций для ритейла, которые можно промоделировать. Аналогичные кейсы есть и для производственных компаний.

Если в одном из примеров вы увидели свои текущие задачи или сомнения, или же у вас есть своя уникальная задача, которую вы бы хотели промоделировать — напишите нам об этом ( внизу страницы есть кнопка « Задать вопрос»).Помните, что очень многие решения можно просчитать. А мы стремимся создать для вас быстрые и удобные инструменты для таких расчетов. И даже если у вас еще нет StockM, то моделирование разных сценариев сделать тоже возможно, загрузив данные из Excel.


23.04.2021
Поделиться:
Спросите эксперта
Вам ответят сертифицированные TOC-специалисты компании Stock-M Consulting