Пытаясь справиться с неопределенностью, сотрудники центрального склада компании, поставщика или завода-производителя часто используют один прием. Они спрашивают других участников цепи поставки, что те будут покупать в следующем месяце, и обещают обеспечить наличие товара. Затем они собирают данные и получают план закупок или производства.
Кажется, что удалось справиться с неопределенностью — товар есть на центральном складе и зарезервирован под каждое следующее звено поставки индивидуально. Но не учтен важный факт: дилеры (магазины, региональные склады) не могут сказать точно, что и с каким успехом они будут продавать в следующем месяце. Здесь фактор неопределенности тоже силен, и ситуация может измениться в любой момент.
С какими проблемами рискует столкнуться центральный склад :
- Один дилер за первую же неделю продал почти весь месячный запас товара. Он обращается в ЦС, чтобы заказать еще, но получает отказ, ведь оставшиеся товары зарезервированы для других дилеров. Даже если продукция еще лежит на складе, отдать ее нельзя.
- Второй дилер смог продать только половину заказанных товаров. Спустя три недели он сообщает, что не будет выкупать остальное. Предлагать товары первому дилеру поздно — время прошло, клиентов он уже мог потерять.
Что центральный склад получает в итоге? Излишки товара и упущенную прибыль.
Так получается потому, что речь уже идет не о снижении неопределенности, а о перекладывании ответственности за точность прогнозов на дилеров. А они, как и поставщики, не могут предсказывать будущее и вынуждены подстраиваться под меняющуюся ситуацию.