Это серьезная проблема для магазинов, торгующих продукцией с небольшим сроком хранения. С колебаниями спроса в пределах 30% за время пополнения легко справляется механизм динамического управления буфером — об этом мы рассказывали в статье
о преодолении проблем прогнозирования. Но проблема в том, что у продукции fresh время пополнения гораздо короче, чем для многих других видов товаров и поэтому скачки спроса на скоропортящиеся продукты могут превышать 30%, за этот короткий период.
Это значит, что списания будут в любом случае. И чем короче срок годности — тем выше риск, что товар не успеют раскупить.
И здесь нужно принять управленческое решение и понять, что для вас «предпочтительнее», упущенные продажи или списания товаров. И это решение должно быть не эмоциональным, не интуитивным, а чисто логическим, основанным на расчетах. Тут действует ловушка: списания товаров хорошо видны, подсчитать убытки легко, поэтому кажется, что выгоднее покупать как можно меньше. Если посчитать в цене продажи, а не в цене закупки, как полагается, то и вовсе получается, что списания гораздо страшнее пустых полок. Но это не так: о том,
как подсчитать убытки от упущенных продаж, мы тоже уже говорили. Вот пример оценки повышения наличия товара для одного из магазинов (в терминах теории ограничений), торгующих скоропортящейся продукцией (такая оценка моделируется на основании реальных данных компании):