Блоги

Страховой запас: когда нужен, а когда вреден?

Управление запасами по ТОС
страховой запас
Клиент: Ваш буфер запаса это типа страхового запаса? StockM: Нет, это общий размер запаса. К: А как нам защититься от колебаний спроса и поставок? S: Нашим буфером запаса :) К: То есть страховой запас, по-вашему, вообще не нужен? S: Нужен. Но, как правило, сильно реже, чем его используют.

Все необходимое для обеспечения наличия под продажи в Теории ограничений заложено в буфер запаса, который динамически изменяется и так отрабатывает скачки спроса или риски недопоставок.

Страховой запас, или как он у нас называется – буфер безопасности - это, напротив, статичная величина, которую специалист назначает экспертно.
Использовать страховой запас мы рекомендуем в двух случаях:

  • витринная выкладка для ритейла,
  • страховой запас для дистрибуции и производства.

В ритейле страховой запас нужен, чтобы полка была красивой. Например, чтобы в аптеке на витрине всегда были представлены все болеутоляющие средства, а в прикассовой зоне гематоген и аскорбинка. И особенно страховой запас нужен, если товар малоликвидный. Например, в продуктовом ритейле – это косметика, или дорогой алкоголь. Такие товары покупают редко и буфер запаса у них достаточно маленький и может вообще сократиться до единичного. Но чтобы клиент заметил товар, нам нужно держать на витрине несколько штук в зависимости от размера выделенного полочного пространства. Тогда эти несколько штук, бутылок или упаковку жвачки мы заносим в буфер безопасности.

В производстве нехватка одной позиции сырья может остановить все производство. Поэтому для позиций поставщиков у которых бывают сбои в поставках, или просто длительные поставки, обычно, тоже поддерживается страховой запас/буфер безопасности.

Если говорить про дистрибуцию или про центральный склад, тут буферы безопасности могут поддерживаться как страховка на случай, если появится новый крупный клиент, и, если мы держим выставочный зал.

Буферы безопасности могут быть постоянные и временные. Например, временный под объявленную акцию. Или сезонная выкладка товаров для пикника в супермаркетах на лето, и препаратов от гриппа и ОРВИ в аптеках на зиму.

Обычно мы стараемся контролировать, чтобы размер буфера безопасности у клиента был не более 10% от буфера запаса, так как все-таки это замороженные деньги компании. Хотя, для ритейла, как мы показали выше, ситуация может быть другая - 1 штука продается, а еще 2 держим для красоты полки.

Также мы рекомендуем клиентам периодически просматривать буферы безопасности, так как ситуация меняется.

В StockMна одну позицию возможно настроить разные виды буфера безопасности под разные функции: под витринную выкладку, под выставочный зал, под прикассовую зону, под акционную выкладку и тд. При этом на графике товара всегда видно, под какую выкладку сколько товара выделено.