04.10.2024

Опыт франчайзинговой сети магазинов «КрепыЖ»: как через 7 лет после внедрения StockM запустили рестарт

Опытом делятся директор ООО «Торговая компания Еврокреп» Наталья Матвеева и руководитель отдела закупа и продвижения Сергей Торопов.

Мы работаем на рынке метизной продукции и электроинструмента с 2004 года. Сейчас «КрепыЖ» — это франчайзинговая сеть с несколькими направлениями деятельности: продажа франшизы, 26 магазинов, склад, корпоративные продажи, Интернет-торговля, тендерный отдел и собственный сервисный центр.

В 2017 году мы внедрили StockM для управления запасами в магазинах и на складе, а спустя 7 лет запустили рестарт проекта.
Магазин «КрепыЖ»

Первое внедрение StockM

В 2017 ассортимент нашего магазина достиг 40 000 SKU. Стало ясно, что ручное управление процессами неэффективно, поэтому мы решили внедрить программу StockM, которая принимает решение по указанным алгоритмам, и позволяет снизить влияние человеческого фактора.

Главными целями внедрения было:
— рациональное распределение запасов,
— снижение упущенных продаж и анализ, по какой причине это происходит,
— увеличение оборачиваемости.

Во время внедрения команда сопровождения StockM консультировала сотрудников отдела закупа и продвижения «КрепыЖа» по вопросам интеграции 1С и StockM. Благодаря проведенному тренингу по управлению запасами по Теории ограничений и контролю работы с буфером запаса с созданием графика заказов, был скорректирован процесс заказов поставщикам, что ускорило цикл «товар-деньги-товар».

Анализ надежности поставщиков позволил оценивать их работу и выявлять случаи упущенных продаж из-за ненадлежащих поставок. Сократились сроки поставок, улучшился сервис и работа с браком, так как его быстро выявляли и возвращали.

Что пошло не так. За 7 лет «КрепыЖ» масштабировался с 17 до 26 магазинов франчайзи с широкой географией присутствия, вышел на маркетплейсы, появился собственный сервисный центр. С развитием перед компанией встали новые задачи, стало сложнее планировать продажи и координировать работу. Также к нам пришли новые сотрудники, которые не проходили обучение. Они вручную корректировали данные, что приводило к отклонениям предложений и программа выдавала неверный результат. Эффект от работы программы снизился.
Ассортимент магазинов «КрепыЖ» — свыше 40 000 SKU

Почему решили запустить рестарт

В декабре 2023 года к нам обратилась директор StockM Наталья Анисимова и показала упущенные продажи, количество неликвидов и то, как не оптимально построен сам процесс закупки. И мы вместе решили с января запустить рестарт проекта.

Рестарт проекта — это аудит и повторное обучение сотрудников работе в StockM с еженедельными встречами с анализом результатов.
Наталья Матвеева:
«Со своей стороны могу отметить команду StockM, как нашего многолетнего надежного партнера, с которым мы прошли разные этапы во взаимодействии, включая запуск проекта, внедрение, эффективное сотрудничество, частичную смену команды и, как следствие, сбой в регламентах работы с программой StockM. При этом, команда Натальи Анисимовой на протяжении этих лет сопровождала нас. Мониторила работу наших сотрудников и программы, оказывала помощь в обучении и корректировке в настройках программы. Это, безусловно, влияет на успех в работе компании и вызывает у меня, как у руководителя компании, благодарность как к Наталье лично, так и к ее сотрудникам»

Рестарт включал в себя несколько задач:

Задача 1: обновить знания о продукте и адаптировать новых сотрудников к работе в программе StockM.

Вначале обучения команда StockM объяснила сотрудникам особенности работы, разобрала причины отклонений в системе. Вместе мы навели порядок в рабочей матрице. Это позволило увидеть реальную ситуацию в запасах. Консультанты обучили менеджеров по закупу настраивать буферы и предупреждения, чтобы система заранее сигнализировала о возможных проблемах с запасами и заказами.
Обучение сотрудников «КрепыЖа»
Совместно с программистами мы установили новые фильтры на выгрузку товаров из 1С, чтобы весь актуальный ассортимент и новые товары попадали в StockM.

Для наведения порядка в матрице на начальном этапе требовалось примерно 2-3 часа в день. Это создало дополнительную нагрузку на сотрудников. Но уже через 2 месяца, когда большая часть работы была сделана, сотрудники увидели эффект от работы программы: положительную динамику в запасах, продажах и оборачиваемости.

По окончании обучения команда StockM проводила еженедельные встречи и анализировала результаты работы за неделю. Разбирала причины упущенных продаж и излишков, помогала найти решения и отвечала на вопросы категорийных менеджеров и менеджеров по закупу.

Спустя 4 недели встречи стали ежемесячными. На них консультанты вместе с сотрудниками анализировали результат работы за месяц, а также разрабатывали план действий для улучшения результатов в следующем месяце.
Наталья Матвеева:
«Ценно, когда терпеливо и грамотно вы объясняете те вещи, о которых рассказывали несколько лет назад. Сопровождать, поднимать и вдохновлять сотрудников на изменения в своей работе — это и есть поддержка, это профессионально»

Задача 2: пересмотреть бизнес-процессы, сделать их более прозрачными и понятными.

Отчёты о надёжности поставщиков позволили быстро оценить состояние заказов, включая их частоту и скорость выполнения. Появилась возможность оперативно влиять на ситуацию, например, при возникновении проблем с поставщиком, когда происходит недопоставка товара.

На основе анализа по надежности мы сократили количество поставщиков на 17,5 %, оставив тех, у кого процент выполнения заказов выше.
Пример отчёта оценки надежности поставщика и его доли в выручке компании
Сергей Торопов:
«Я за то, чтобы товар был на полке, а не отсутствовал — этот показатель для нас критически важен. Поэтому мы выбираем тех поставщиков, у которых процент выполнения наших заказов выше. Потому что когда клиент приходит в магазин и понимает, что он не нашёл товар, мы не сможем его вернуть. Он уйдёт к конкуренту, у которого товар будет в наличии».

Результат

С помощью StockM стало удобнее управлять движением и перемещением товара между магазинами франчайзи. Программа позволила закупщикам быстрее и точнее обрабатывать заказы, что улучшило обслуживание клиентов.

Автоматические отчеты StockM с анализом еженедельных и ежемесячных показателей, помогают быть в курсе текущей ситуации и своевременно реагировать на изменения.

Изменились критерии оценки поставщиков и, исходя из анализа отчётов, приоритетными стали те, у кого выполнение заказов составляет 90-100%, что позволило повысить надежность поставок.

Чтобы подготовиться к встрече с поставщиком, достаточно нажать на кнопку. Отчёт о его работе будет готов за минуту и можно обсуждать условия, имея перед собой всю информацию.

Все сотрудники отдела закупа и продвижения вовлечены в изменения. Теперь мы встречаемся с закупщиками и категорийными менеджерами каждую неделю: анализируем текущую ситуацию и обсуждаем дальнейшую тактику.

Результат в цифрах с января по июль 2024 года

Постепенное увеличение рентабельности на 24%.
Сокращение неликвидов на 30-40%.

Дальнейшие планы

Процесс рестарта занял три месяца, но процесс улучшения продолжается до сих пор. Мы планируем:

1. Проводить периодическое тестирование сотрудников и аудит их работы, что позволит выявлять
слабые места и оперативно их решать.
2. Использовать программу для более мягкого выхода из сезона.
3. Сократить количество неходовых товаров.
Наталья Матвеева:
«Мне очень нравится доскональный подход StockM через обучение и сопровождение. Мы получили, по сути, тренера, как в спортзале. Мы не делаем неправильных действий. Вернее, мы, скорее всего и будем их делать, но под руководством тренера мы имеем возможность исправить и делать лучше, чем раньше. И благодаря этому сопровождению мы стали лучше».
Альбина Бондарева
Руководитель этого проекта внедрения от StockM Consulting
Анастасия Романова
Автор статьи
Заходите к нам в соцсетях
Делимся экспертными советами по управлению запасами,
публикуем кейсы, видео и анонсы мероприятий.
Рассказываем о ТОС на уточках.
Читайте также
Задайте вопрос
Вам ответят специалисты компании Stock-M Consulting