Работу сотрудников отделов товародвижения могут оценивать по разным показателям:
- уровень стокаутов / уровень наличия продукции
- оборачиваемость в днях или оборотах
- процент / размер списаний
- величина запасов и пр.
Решения ТОС для достижения этих показателей идентичны, но вам нужно знать, какие показатели использовать при переговорах.
Также надо понимать, что хоть у вас с клиентом и есть общая цель — зарабатывать больше на ваших товарах — тактики могут отличаться.
Приведу пример.
В одной из розничных компаний стоит StockM. Сотрудники компании традиционно управляют запасами в магазинах и на ЦС сами. Категорийные менеджеры объясняют поставщикам, что нет смысла убеждать заказать товара побольше — они будут работать по системе. Недавно мне звонил поставщик, который не согласен с заказами. Он сказал: «Понимаете, товар продается не часто, и наш общий клиент держит его в количестве одна штука, объясняя это балансом между продажами и запасами. Но я же поставляю товар на реализацию. Почему бы не заказать больше?» Поставщик не хочет упустить ни одной возможности продать товар, но при этом отказывается от поставки небольшого количества. Он не понимает, что торговые площади ценны и не безграничны. Розница хочет зарабатывать с каждого метра площади, а не хранить у себя товар поставщика, даже на условиях реализации. Поэтому вам, скорее всего, придется продавать клиенту этот баланс между запасами и продажами (оборачиваемость запасов и рентабельность инвестиций в запасы).