2014 год стал переломным для компании.
Во-первых, под централизацию закупок и внедрение системы взяли нового сотрудника — Яну Лисицкую. Сотрудника подбирали именно по умению работать с аналитикой. Яна стала, по сути, единственным работником в отделе розничных закупок. И именно на ее хрупкие плечи свалилось то, что прежде делали десятки людей — оформление и отправка заказов поставщикам, контроль перемещения товаров, а заодно и то, чего прежде никто в компании не делал — работа с новой системой управления запасами. Риск захлебнуться был, но благодаря наличию в компании хорошей внутренней службы IT удалось добиться успеха.
Во-вторых, мы начали внедрение Stock-M. Предпочтение отдали этой системе управления запасами по нескольким причинам:
- Динамичность. Система отлично подходила для быстрых изменений.
- Системность и понятность управления. Есть обратная связь, отчетность и рекомендации.
- Совпадение взглядов. Мы верили в решения теории ограничений систем (ТОС) и планировали использовать их в работе.
- Простота. Мы изначально не хотели связываться со слишком сложной системой. В Stock-M для нас все было понятно — алгоритмы достаточно просты, чтобы мы без труда разобрались в них и могли использовать систему сами, без постоянной помощи со стороны.
- И последний, но крайне важный аргумент — мы верили этим людям. Не случайно перед внедрением продукта мы несколько раз встречались на конференциях ТОС. В конечном итоге, любое внедрение — это люди.
Новая схема централизации работы до внедрения Stock-M была такой: каждый администратор по-прежнему оформлял заказ, но теперь он отправлял его не поставщикам, а в центральный офис. Яна анализировала, корректировала заказы и передавала их поставщикам. Уже одно это помогло улучшить ситуацию: больше не было лишних заказов «для подстраховки», и администраторы не могли покупать избыточные артикулы или «новинки» по просьбе поставщиков. Оборачиваемость выросла.
Но обострилась другая проблема. Контроль заказов работал, показатели росли, но, по сути, возможности такой централизации ограничивались оптимизацией заказов, вычеркиванием лишних строк и цифр. А новые артикулы в таких заказах появится не могли.
Администраторы могли забыть или намеренно не включить некоторые товарные позиции в заказ, считая, что эти товары в магазине не нужны. Незаказанные товары превращались в упущенные продажи. Качество продаж росло, но оборот не менялся. Результат — средний срок хранения товаров в магазинах в 2014 г. в первом полугодии составил 157 дней, во втором 211. Лучше, чем годом раньше, но все равно слишком много.
Проанализировав ситуацию, мы пришли к выводу: люди, которые отвечают за продажи, не могут решать, какие товары должны быть в наличии. Начался следующий виток изменений. Был намечен переход к новой бизнес-модели: от экспертной оценки к аналитической.